Искусство жизни в Томске

Шри Шри Рави Шанкар

 Меню

 Последние новости

* Продолженный курс Шри Шри Йоги
* Курс YES для подростков
* Шри Шри Йога
* Расписание на август - сентябрь
* Расписание курсов и практик на Июль
* Юбилейные курсы в Томске
* YES, YES!+, YES!++ на Байкале
* ArtExel в Новосибирске
* Открытие центра ИЖ в Абакане
* Расписание курсов и практик на июнь


 Последние статьи

* Тануджа Джи о йоге и блессинге
* Новогоднее послание Шри Шри Рави Шанкара
* Камлеш Барвал о йоге
* Погружение Глубже в Высшее Я
* Я с Вами
* Оказывайте воздействие негативную среду
* Позвольте людям идти своим путем
* Знание и вера
* Сохраняйте силу духа
* Богатство и задолженность




  Статьи -> Фонд "Искусcтво Жизни". -> Давайте дышать вместе. Эксклюзивное интервью.
Статьи >> Фонд "Искусcтво Жизни". >> Давайте дышать вместе. Эксклюзивное интервью.
  
 

Давайте дышать вместе. Эксклюзивное интервью.

 

О нем пишут сотни газет за рубежом. Его нравственные принципы признают даже религиозные ортодоксы. Ни одна церковь не назвала его учение вредным. Может быть, мы имеем дело с «объединителем вер», новым, необходимым человечеству духовным процессом...

Наша справка  ravi

Шри Шри Рави Шанкар — один из признанных духовных лидеров современной Индии. Является основателем Международной некоммерческой организации «Искусство жизни» (The Art of Living), обладающей консультативным статусом при ООН. Организация проводит большое количество социальных и антистрессовых программ более чем в 130 странах мира. Более миллиона человек приняли участие в курсах «Искусство жизни».

Рави Шанкар родился в 1956 году, воспитывался в Южной Индии в ведических традициях. Обучался современным наукам в Бангалоре. Его деятельность была отмечена в 1986 г. президентом Индии. Получил несколько наград за свои гуманитарные программы. Председательствовал на многочисленных международных конференциях по вопросам здоровья и взаимоотношения между людьми.

Первая ассоциация, которая пришла мне в голову при виде этого человека (как позже выяснилось, — не только мне), была одновременно ортодоксальной и еретической: Иисус.

Судите сами: белое свободное одеяние (хочется сказать — мантия), сандалии, длинные темные волосы и борода, глаза, горящие ярким внутренним светом, легкая летящая походка, и — сплошной Гефсиманский сад вокруг. Да еще и на горе. И значит, все проповеди (а они тоже были) — нагорные.

Поначалу эта ассоциация вызвала естественно настороженное отношение — уж не наступило ли предсказанное время лжепророков, так похожих на истинных? Но очень скоро недоверие, идущее от подверженной губительным стрессам головы, как рукой сняло — стоило прислушаться к собственному сердцу и послушать самого Шри Шри Рави Шанкара.

Говорит он зачастую о вещах, вроде бы хорошо известных, — о приоритете человеческих ценностей, о необходимой терпимости к другим, даже «неотделимости» их от себя; об острой потребности объединения людей, преодолевающей национальные и религиозные границы… Но все, что он говорит, глубоко им осознанно и принято к исполнению. И в его устах даже стертые в употреблении слова снова обретают ясный смысл.

К тому же он не только говорит, но и делает. Открывает бесплатные школы в индийских деревнях (и родители, несмотря на многотрудные полевые работы, отпускают в них своих детей). Разрабатывает и осуществляет оздоровительные программы для жертв войн, природных бедствий, просто для людей, страдающих депрессиями; восстановительные программы — для заключенных. Наконец, успешно пропагандирует здоровый — без алкоголя, никотина, наркотиков, мясной пищи — образ жизни более чем в 130 странах мира… Всего не перечислишь.

Говоря об объединении людей, он нашел то, что действительно объединяет всех. Знаете, что? Нет, не язык — после падения Вавилонской башни языки у нас, увы, разные. Не наличие двух рук, двух ног и прочих органов — в том числе зрения и слуха. У слишком многих после войн, пожаров, землетрясений или от рождения какого-то из этих органов недостает…

Но всех без исключения людей на свете физически объединяет одно: дыхание (неслучайно дух, душа по-русски того же корня). Пока ты жив — дышишь (даже если с помощью медицинского аппарата).

А в основе мира, которым ты дышишь, — ритм.

И вот этим-то — ритмом дыхания — и начал заниматься еще в 1982 году Рави Шанкар.

Он отыскал в Ведах и приспособил к современным условиям древнюю дыхательную технику, название которой не переводится на русский, — Сударшан Крия. Эта техника использует особые ритмы дыхания, успокаивает и производит глубокое физическое и эмоциональное очищение.

«Нам нужно очистить себя изнутри, — говорит Рави Шанкар. — Благодаря сну мы избавляемся от утомления, но глубинные стрессы в нас остаются. Сударшан Крия очищает изнутри все уровни нашего существа. Дыхание обладает великой таинственной силой».

Воздействие этой силы я увидел собственными глазами во время «сеанса» Сударшан Крии, который проводил сам Шри Шри — причем не только для приехавших в ашрам паломников со всего мира, но и для всех желающих жителей Бангалора. Собрались несколько тысяч человек — вся гора была усеяна людьми (сидели плечом к плечу, но почему-то никому не было тесно). На диване, стоящем под открытым небом на своеобразной сцене перед медитационным залом, располагался Рави Шанкар и через микрофон управлял дыханием этих тысяч людей…

После Крии большинство некоторое время оставалось в полном покое, с закрытыми глазами, несколько десятков человек смеялись, кто-то плакал. Но кажется, все переживали сильные эмоции.

Когда врач велит нам задержать или углубить дыхание, он это делает для того, чтобы поставить диагноз. Рави Шанкар, заставляя людей осознать свое дыхание и подчиняя его определенным ритмам, уже лечит. И если даже большинство участвовавших в Крие дышали в одном ритме из вполне эгоистических соображений — именно для того, чтобы подправить собственное здоровье, — все равно общее дыхание оказало объединяющее действие: все как-то вдруг поняли, что дышим-то мы действительно вместе, на одной земле, в одно время. И одним воздухом — независимо от наличия или отсутствия денег в кошельке.

И, пожалуй, такого количества приветливых улыбок я еще никогда нигде не видел (кстати, для скептиков: на большой сумасшедший дом на пикнике это все-таки не походило). А еще это совсем не походило на угрюмую толпу в любом российском городе, даже если эта толпа идет с концерта поп-звезды или со стадиона после выигранного матча.

…После Крии началось пение мантр и просто индийских песен. Причем запевал сам Рави Шанкар, обладающий высоким, чистым и красивым голосом. Было видно, что петь он любит, получает от пения удовольствие. Впрочем, удовольствие читалось на его лице и когда он слушал с закрытыми глазами чужое пение.

Самое удивительное, что все это происходило в рамках Всемирной конференции по духовному возрождению и человеческим ценностям, в которой участвовали многие видные политики, экономисты, религиозные лидеры, ученые и деятели культуры.

Попав на эту необычную конференцию, где бритый наголо буддийский монах беседовал с американским профессором медицины, а католическая монахиня сидела рядом с седобородым муфтием в зеленой чалме, а неподалеку распевали мантры обучающиеся «искусству жизни», я не мог упустить случай и не попросить об интервью человека, который все это сделал возможным, — Шри Шри Рави Шанкара...

интервью с Рави Шанкаром— Когда я посмотрел на людей, приехавших в ваш ашрам, увидел их улыбки, мягкость, приветливость и почувствовал, что их объединяет нечто более существенное, чем национальность и гражданство (которые здесь вообще как будто не имеют никакого значения), невольно вспомнил движение хиппи. Кажется, если бы эти люди жили в 60-е годы, многие из них тоже выступали бы против войны и также с удовольствием приезжали в Индию, но только при этом курили бы травку, занимались свободной любовью и носили исключительно джинсы. Вы же, основав «Искусство жизни» (The Art of Living), освободили «новых хиппи» от дурных привычек, приучили к вегетарианский пище, учите правильно дышать и медитировать… Вам самому сравнение движений хиппи и «Искусства жизни» представляется корректным?

— Я обычно не сравниваю никаких явлений между собой. Всякое время совершенно уникально. Если сравниваешь, это не проясняет суть, а влияет на ви€дение человека. В то время как надо стараться смотреть на все свежим взглядом, всегда — как будто видишь впервые. Главный источник всех проблем — это стрессы. Кроме всего прочего, они загрязняют восприятие. Нам надо избавляться от стрессов и расширять свое видение.

— Здесь я все действительно вижу впервые: и Индию, и ашрам, и многочисленных многонациональных паломников в него, наверное, точнее будет сказать — к вам. Но вот что мне уже не раз приходилось видеть, так это неистовство фанатов. От того, что одни «фанатеют» на концертах поп-звезд, а другие — от лицезрения гуру, суть не меняется. Вас не пугает, что для многих, обучающихся «искусству жизни», вы лично — абсолютный кумир, чуть ли не земное воплощение Бога?

— То, что мы делаем, это чистое служение. За излечение человека мы в отличие от врачей не просим денег. И в отличие от поп-певцов, которые ничего ни для кого не делают, хотят только популярности, мы к ней не стремимся. Когда вы принимаете на себя ответственность за людей и заботитесь о том, какого качества будет жизнь на Земле, люди начинают испытывать к вам почтение. Часто в этом мире именно то, чего не желаешь, о чем не мечтаешь, как раз и получаешь. Нам совершенно не нужна популярность, и поэтому она придет к нам. Если бы мы ее хотели, ничего бы не добились. А «поклонники» — они «обожают» меня не больше, чем певцов или актеров.

— И все же. Я видел, как один юный индус поджидал вас на тропинке, чтобы коснуться полы вашей одежды, а средних лет американка упала перед вами на колени, и вы смущенно, как мне показалось, просили ее немедленно подняться… Кем вы себя ощущаете среди этих людей?

— Я смотрю на себя, как ребенок.

После приезда очередной группы паломников Рави Шанкар, поприветствовав их, выразился в том смысле, что в ашраме, по его мнению, всего достаточно, главное — хватает чистой воды, «а есть ли у вас какие-то пожелания?». Кто-то сказал: «Хотелось бы, чтобы еда была разнообразнее и вкуснее». «Зачем? — удивился Шри Шри. — Если еда слишком вкусная, начинаешь слишком много есть…»

— Вы проповедуете новую духовность, и многие автоматически считают это новой религией…

— «Искусство жизни» — это не религия, а общественное движение, международная неправительственная организация. Мы помогаем людям. Вот здесь, на конференции, были представители двадцати деревень, в которых мы строили дома и гостиницы для тех, у кого не было крыши над головой. Политики и деловые люди встречались с ними и, я надеюсь, почувствовали, что, только преодолевая пропасть между богатыми и бедными, можно снизить уровень напряжения в обществе. Вообще необходимо делать все, что развивает общество и защищает человеческие ценности. Одна из них: люди разных культур составляют единую семью — человеческую, поэтому «Искусство жизни» объединяет людей разных вер и конфессий.

Здесь, в ашраме, больше поют мантры и индийские песни просто потому, что это Индия. При этом Индия, как известно, наиболее веротерпима. Хотя у нас есть ашрамы и в Германии, и в Польше…

— Когда я ехал сюда, в Бангалор, поездом из Дели, наблюдал такую сцену. Мои соседи по вагону, паломники из России, на закате начали петь мантры (к ним радостно присоединились полвагона индусов), и в это же время к проводнику-индусу подошел средних лет мусульманин, что-то сказал, и проводник уступил ему свою полку для совершения намаза. И вот эта картинка — радостное массовое пение мантр и рядом мусульманин, уединившийся для молитвы на полке проводника, — мне показалась символом какого-то нового, нормального миропорядка. Можно считать этот вагон прообразом будущего взаимоотношения религий?

— Люди начинают осознавать, что ответ есть только в области духа. А люди, думающие о духовном, становятся более терпимыми друг к другу и любящими друг друга. Фанатизм из каждой религии должен уйти. Здесь, в Индии, основа большинства религий — терпимость, любовь и приятие других религий.

— В общественном сознании религиозный фанатизм сейчас прочно ассоциируется с исламом. Ислам — религия молодая, и если сравнивать ее нынешнюю активность с прошлым более «старого» христианства, может возникнуть аналогия с крестовыми походами, которые, при всей их жестокости и совсем не христианской морали, проложили дорогу современной западной цивилизации (преимущественно протестантской). Возможно, сегодняшние камикадзе ислама тоже прокладывают дорогу новой цивилизации? Причем с их точки зрения менее порочной, чем нынешняя, — без порнографии, проституции, алкоголизма, с обязательным уважением старших младшими…

— Они должны меняться… Время совсем другое, чем было в период крестовых походов. Сейчас наступил такой момент, когда люди просто обязаны выйти из пределов жестких границ — как государственных, так и конфессиональных — и объединяться. Если я отождествляю себя только с какой-то религией и национальностью, забывая, что, во-первых, я часть Божественного, а во-вторых, я часть человечества, тогда я рано или поздно принесу несчастья как себе, так и другим людям.

Мы же не отказываемся есть еду другой страны или использовать мобильный телефон, который сначала появился в какой-то одной стране. То же самое с медицинской наукой: если ученый открыл лекарство от какой-то болезни, мы не говорим, что оно принадлежит той стране, где этот ученый живет, или той религии, которую он исповедует. Я бы сказал, что надо взять все лучшее от каждой религии — так же, как мы берем все достижения науки.

Каждый ребенок должен знать хоть что-то о каждой мировой религии и чувствовать, что все они принадлежат ему.

— И тогда этот ребенок…

— …будет обладать глобальной мудростью и относиться ко всем с терпением и любовью.

Кстати, о любви. Во время встречи с иностранными паломниками Рави Шанкар обратился к ним с вполне бытовым, как я понял, вопросом: чего им не хватает? — и одна наша соотечественница захотела пооригинальничать, выкрикнув: «Любви!». Рави Шанкар ей вполне серьезно посоветовал: «Отдавайте всю свою любовь миру — посмотрим, сколько вам вернется».

— Вскоре после захвата власти в России Ленин получил письмо из Индии, подписанное Махатмой Ганди. В этом письме выражалась поддержка революции в России, говорилось, что все, что он, Ленин, будет делать в ближайшие годы, правильно и хорошо… Что вы сейчас думаете по этому поводу?

— Надо разделять коммунистическую идею, в которой много хорошего и справедливого, и практику ее воплощения в жизнь… Может быть, вся беда в том, что Ленин не знал индийской философии?

Во время свободного общения в медитационном зале кто-то из иностранцев спросил Рави Шанкара: «Почему Христос ходил в Индию?». Он ответил: «А почему бы ему не пойти в Индию? Если бы ему был нужен хороший шоколад, пришлось бы отправиться в Швейцарию, если гамбургеры — в Америку. А Индия славится своими духовными достижениями».

— В результате деятельности Ленина, который не знал индийской философии, Россия получила стресс длиной в век, если не больше. Как снять стресс целой страны? Думается, правильное дыхание и пение тут вряд ли помогут…

— Когда граждане какой-то страны участвуют в нашем движении, они снимают свои собственные стрессы и тем самым способствуют снятию глобального стресса, возможно, общего для всех их соотечественников.

— В 1945 году была создана ООН, нации мира провозгласили и приняли Декларацию прав человека. Однако по иронии истории именно в эти уже почти шестьдесят лет человеческие ценности игнорировались. Об их приоритете все время говорили, а на деле, на уровне государственной практики и этики транснациональных корпораций, отодвигали как мешающие неким высшим целям. Так, может быть, стоит изменить терминологию, не твердить все время о человеческих ценностях — тем более о них уже так много сказано…

— Но мы же не отказываемся от еды на том основании, что вчера уже ели! Без обращения к человеческим ценностям не решить ни одну острую проблему, стоящую сейчас перед человечеством. Непрерывное развитие и, возможно, даже выживание планеты зависят от развития «эко-дружественных» отношений.

— Сейчас отношения между странами и людьми в лучшем случае лежат в юридической плоскости. Вот, например, США явно претендуют на роль всемирного прокурора. Может быть, Индия займет вакантное, к сожалению, место всемирного адвоката?

— (Смеется.) Я был бы очень рад и со своей стороны готов этому всеми силами способствовать. По своей природе люди дружелюбны, общительны, сострадательны. Если мы недружелюбны, то только из-за стрессов и порожденного ими напряжения.

— Я слышал, что даже после 11 сентября вы призывали к состраданию террористам.

— Террористы — это заблуждающиеся люди. Они заблуждаются как в идее свободы, так и в трактовке религии. Так же неправильно они понимают цель своей жизни, потому что приносят страдания другим и самим себе, не чувствуют других как часть себя.

Направляя гнев и ненависть на террористов, мы не изменим их. А нам нужно как-то на них воздействовать. И для этого необходимы терпение, стойкость и сострадание.

Террористы обладают очень узким ви€дением. Вот почему необходимо расширять ви€дение. Более широкая перспектива, основанная в том числе и на знании других религий, положит конец росту фанатизма в мире.

Когда все люди будут знать, что, кроме их традиции, существуют и другие, называющие свой путь единственным, они смогут задуматься и понять: и Иисус, и Кришна, и Коран не утверждали абсолютную, единственную на все времена истину, а говорили только: «Вот сейчас есть этот путь — идите по нему».

— Идея объединения религий наверняка объединяет против вас всех непримиримых ортодоксов?

— Здесь, на нашей конференции, были и католические священники, и муллы, и буддистские монахи…

— Можно продолжить список приехавших: вице-президент Индии, первая леди Польши, первая леди Ботсваны, члены парламента ЮАР, официальные лица из Монголии и Тайваня… То есть вы все-таки хотели бы вмешиваться в политику?

— Мы не занимаемся политикой, но хотели бы, чтобы крупные политики и общественные деятели участвовали в нашем движении.

— Шри Шри, большое спасибо, что вы выбрали время для нашей встречи. Очень хотелось бы получить ваше согласие на продолжение разговора хотя бы в заочной форме. Можно присылать вам вопросы, которые будут возникать у журналистов и читателей «Новой газеты»?

— Пожалуйста, я дам вам свой электронный адрес. А в мае собираюсь приехать в Москву.

Олег ХЛЕБНИКОВ
«Новая газета», № 10.
 
02.03.07 14:13 by admin


Все категории :: Последние статьи




 Рассылка
Будь в курсе событий!
Выбери любой
способ подписки
Еmail: 
Вид:
Подписаться
Отписаться

Подписаться по e-mail
   RSS - Лента  RSS - лента
RSS-лента на E-mail
 
rss2email

 Поиск по сайту
 
 

  Написать